yanabevza (yanabevza) wrote in childphysicaled,
yanabevza
yanabevza
childphysicaled

10 основных проблем развития ребенка

За свою практику я повстречала немало детей и родителей. Детки разные, с разными проблемами. Кто-то не говорит, кто-то говорит плохо, кому-то не хватает развития для школы, кто-то из родителей просто хочет дать своему ребенку как можно больше. К сожалению, по сравнению с началом тысячелетия ситуация ухудшилась, и детей с различными нарушениями и патологиями стало гораздо больше. Тем не менее, есть довольно распространенные проблемы, которые в основном укладываются в следующие основные группы:
  • Проблемы с речью.
  • Проблемы с развитием.
  • Проблемы с обучением и мотивацией.
Здесь я пройдусь по всем основным проблемам, которые возникают по каждой категории.

1. Не говорит

Часто ко мне приходят мамочки и говорят, что ребенок вообще не говорит. Конечно это большая проблема – ведь с каждым днем чадо становится все взрослее и взрослее, и, казалось бы, вот-вот заговорит, но в основном общается звуками, жестами, а порой интонацией, которую может понять только мама. Или говорит несколько знакомых с детства псевдослов (би-би, ав-ав). Его сверстники или такие же дети в это время уже более менее разговаривают. А впереди садик, школа. Да и просто обычная связная речь и умение общаться – это одно из главных в нашем социуме. Основной навык, который помогает в развитии личности, карьеры, и просто является необходимым для простой полноценной жизни.

Если ребенок не говорит, он не только будет отставать от своих сверстников в развитии, но ещё и будет объектом их насмешек.

Более того, в нашем простом демократическом обществе, которое на данный момент у нас есть, практически любая слабость является первейшим объектом для унижения. Причем зачастую бессознательно это чувство гипертрофировано в основном у детей, но от этого никому не легче, а особенно объекту издевательств. Ладно ещё, если ребенок не говорит пока с родителями и в окружении родственников, хотя есть примеры и семейных «шуток», но как только ребенок попадает в общество ситуация усугубляется очень сильно.

2. Заикается

Еще одно из речевых нарушений, которое встречается довольно часто, как правило, у детей 2-6 лет – это заикание. Заикание – это нарушение темпа и ритма речи вследствие судорожного состояния речевого аппарата. Существуют разные точки зрения о причинах возникновения данного нарушения. И для коррекции существует так же огромное количество разных методик. Специалисты буквально каждый год придумывают и тестируют что-то новое. Но до сих пор так и не придумали гарантированного метода избавления человека от этого недуга. С другой стороны заикание это основная проблема речи ребенка, которая формирует его личность и дальнейшее развитие. Как я уже писала выше – гипертрофированная детская жестокость абсолютно безжалостна. И зачастую здесь работает принцип стаи, когда даже совершенно нейтральные дети начинают включаться в «игру», подсознательно боясь стать потенциальным объектом насмешек.

Дефект речи, такой как заикание, очевиден для ребенка. Он чувствует себя отличным от других детей, тем самым отдаляясь от них и замыкаясь в себе.

Кроме этого, с заиканием ребенок живет всегда, сам осознавая свою отличность от нормальных детей, что само по себе подрывает его уверенность в себе и шансы на полноценное развитие. Если это все ещё усугубляется насмешками окружающих его детей, то весьма велика вероятность вырастить из такого ребенка неуверенного в себе неудачника. А так как самая главная основа заложена в детстве, то при взрослении, эта неуверенность будет только расти и может привести к психическим отклонениям, осложнениям итп. Более подробно про то, как возникает заикание и какие методы на данный момент используются для его исправления, можно узнать из статьи Заикание

3. Не может выговорить звуки

Это нормальный процесс, когда ребенок сначала пытается разговаривать так, как он может. Но, за этим нужно следить. Если спустя определенное количество времени эти звуки не переходят в слоги, а затем в слова. Если у звуков преобладает носовой оттенок (ребенок говорит в нос), если у ребенка повышенная саливация (слюнотечение), если челюсть при произнесении звуков откланяется вправо или влево, то это первые тревожные звоночки, неправильного речевого развития ребенка .

«Лыба», «сюка», «лама» и другие похожие слова, давно ставшие в нашем языке полноценными существительными.

Весьма распространенные, но от этого не менее опасные для как для ребенка, так и для взрослого. Уверена, вы встречали много взрослых, которые говорят неправильно, или не могут выговорить тот или иной звук. Причины могут быть разные – врожденный физический дефект, то, что с ребенком мало занимались, то, что ребенок не смог преодолеть себя и исправить свое плохое произношение. Как правило, ответственность за то, что с ребенком мало занимались, лежит на родителях. А приводит это все к тем же последствиям. Неуверенность в себе, насмешки окружающих, лишнее давление на психику. Да и сами посудите – вам гораздо приятнее общаться с человеком, речь которого чиста и правильна, нежели с тем, который например картавит.

4. Не знает букв, не умеет писать, не умеет читать

Точно так же как и со словами, с речью, если ребенок не умеет читать, писать или даже не знает букв – это ещё хуже, чем если он просто не разговаривает. Если разговаривать ещё можно как-то научиться, не зная букв, письменности и грамотности – отличный пример, когда люди попадают в незнакомую страну на 2-3 месяца. Худо-бедно, но они в конце концов становятся способны изъясняться так, чтобы их понимали.

С письмом, чтением совсем другая ситуация.

Все наше образование практически на этом стоит. За последние годы информации стало на порядки больше. Например, один выпуск газеты сейчас содержит столько информации, сколько человек в 18 веке узнавал за всю свою жизнь. Ритм жизни ускоряется. Информации становится все больше и больше. И подавляющая ее часть содержится в текстах. Если говорить менее глобально, при неумении ребенка читать и писать, ему будет неимоверно трудно догонять своих сверстников в школе. Я уже писала об этом в прошлом примере. Кроме того, такая нагрузка развивает способность ребенка думать и анализировать информацию, что в дальнейшем сильно помогает ему по жизни. Да и масса опыта передается через книги.

5. Дисграфия, диcлексия

Что это вообще такое и что это за страшные слова? Это у моего ребенка? Обычно так спрашивают мамы, которым я это говорю. На самом деле в этом нет ничего страшного, или того, что нельзя было бы исправить. Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких специфических повторяющихся ошибок на письме, обусловленных недоразвитием высших психических функций, принимающих участие в процессе письма в норме. Или, говоря по-русски, это нарушение письма, приводящее к стойким патологическим ошибкам в письме. Когда ребенок, зная правила правописания, все равно уверен, что пишет правильно такие слова как «млк» вместо «молоко», или «каты» вместо «коты» и так далее. Существуют разные виды дисграфии, например оптическая, когда они пишет все правильно, но только все буквы зеркально, в другую сторону.

Илионможетнаписатьсловотак.

Мне как раз совсем недавно задавали вопрос про дисграфию. Подробный и развернутый ответ на это можно найти в статье Насколько большая вероятность того, что речевые нарушения родителей перейдут к ребенку? Как рассеянное внимание взаимосвязано с речью? Дислексия – частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся специфических ошибках при чтении, обусловленное несформированностью высших психических функций, принимающих участие в процессе чтения в норме. Простыми словами – нарушения правильности чтения, тоже стойкое и патологическое. Тут ребенок не чувствует точек, не чувствует запятых, не выделяет слова интонацией, смыслы. При этом он часто пропускает слова. Пытается угадать слово по первой букве или слогам или придумать то слово, которое он знает из своего словарного запаса. Более того, все ошибки ребенок как правильно переносит и с письма на чтение и наоборот.

6. Говорит грамматически неправильно

Часто ко мне обращаются мамы, говоря о том, что их ребенок начал разговаривать, и у него вроде все нормально с произношением, со словами… Но, он говорит как-то странно. «Белая яблоко» «Лошадь летит». В основном это дети заканчивающие садик, готовые вот-вот идти в школу. Они отлично все понимают, но, тем не менее, говорят неправильно. Тут проблема в грамматике. И она очень важна для первых успехов ребенка в школе. Более того, проблема тут в том, что в школе ребенок будет существенно отставать от своих сверстников именно из-за этого пробела. Представьте себе несколько примерно одинаковых бегунов на дорожке. Бежать 100 метров, и время прохождения дистанции около 10 секунд. Раздается выстрел, все стартуют, кроме одного бегуна. Он ждет 3 секунды и потом начинает бежать. Так же себя будет чувствовать и ваш малыш. И речь будет идти не о том, чтобы прийти первым или обогнать остальных, а о том, чтобы хотя бы не отстать сильно и вообще дойти до конца дистанции.

7. Брадилалия, тахилалия

Брадилалия – патологически убыстренная речь, когда ребенок старается сказать все как можно быстрее. Иногда это переходит в заикание. Тахилалия – патологически замедленная речь. Все тоже самое, только наоборот. Основная проблема со всеми этими терминами и болезнями в том, что они как и все остальное, прежде всего, влияют на развитие ребенка, мешают ему быть полноценным членом социума, развиваться, достигать успехов в жизни, и, что самое главное, если их запустить, они принимают форму патологий и начинают психически воздействовать на ребенка.

8. Боится школы, садика

Каждому ребенку необходима социальная среда. Как бы вы не хотели обложить его подушками и оставить дома в заботе и радости, ему все равно, так или иначе, рано или поздно, придется жить в социуме. То есть в окружении таких же людей. И первая социальная среда, куда он попадает – это садик.

Тут основная проблема в том, чтобы не передержать ребенка дома с родителями.

Или наоборот, если такая ситуация возникла – как решить эту проблему. Из наиболее ярких примеров я могу привести как минимум два: Ребенок до 5 лет сидел с родителями, мама не чаяла в нем души, не работала и изо всех сил старалась сделать его счастливым. Но время шло, и ребенок начал скучать – было очевидно, что ему не хватает общения. Тем не менее, из-за долгого срока пребывания с родителями он оказался не готов к группе из 20 детей. Результат – полугодовой курс психолога, который, во-первых, оказался стрессом для семьи и, во-вторых, стоил немало денег. И второй пример – ребенок пошел в школу, испугался чего-то и категорически отказывался туда ходить. С истериками, криками, возвратами домой и срывами уроков. Результат – маме пришлось сидеть с ним за партой весь первый класс. Не думаю, что вы хотели бы оказаться на ее месте. Не говоря о банальном психологическом давлении на ребенка.

9. Отсутствие мотивации к занятиям

Или ребенок может просто не хотеть идти в школу. «Не хочу учиться, хочу жениться». Всем известная с детства поговорка. Да и вы сами, скорее всего, не раз ее говорили своим родителям.

Не хочу учиться, ХОЧУ ЖЕНИТЬСЯ!!

Но это может быть не просто на уровне «не хочу». Психологически тут могут лежать гораздо более глубокие проблемы, которые впоследствии встраиваются в личность ребенка – и сильно мешают ему развиваться по жизни. Сюда идет всяческого рода самосаботаж, лень и прочее. Тут важно даже не само отношение ребенка. В конце концов, мы родители и можем влиять на его решения и на то, что он делает. Но здесь важно не заставить его учиться и ходить в школу, тут важно правильно замотивировать ребенка делать то, что ему нужно, хотеть этого. И мотивация бывает разной.

Основная проблема, которая может тут возникнуть – неправильная мотивация.

10. Задержка психического развития (ЗПР)

Ребенку исполнилось 6 лет. Но в свои 6 по умственному развитию, по тому, как он относится к окружающему его миру, по запасу знаний, по навыкам общения и по всему прочему ему не больше четырех. На профессиональном языке это называется задержка психического развития. Когда ребенок отстает в развитии от своих сверстников. При том, что физически он абсолютно здоров.

Основная проблема тут, что если не начать усиленно и серьёзно заниматься с ребенком, то он попадет в специализированную школу.

А все мы отлично знаем как наше общество, в отличии от европейцев, относится к инвалидам. Хотя фактически ребенок не будет ни инвалидом, ни умалишенным, ни безграмотным, но спецшкола – это клеймо на всю жизнь. Ответы на то, как решать эти проблемы и с какими критическими ошибками могут столкнуться родители, можно найти на моем сайте или из моей книги, Как легко научить своего ребенка правильно разговаривать. С Уважением, Яна.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments