vikont_ic (vikont_ic) wrote in childphysicaled,
vikont_ic
vikont_ic
childphysicaled

Category:

От упражнений дети умнеют?

 В эксперименте, результаты которого опубликованы в этом месяце, исследователи набрали детей 9-10 лет, живущих около университетского городка Университета штата Иллинойс, и попросили их побегать на бегущей дорожке. Они надеялись узнать побольше о влиянии физической подготовленности на формирующийся человеческий мозг. Исследования на животных уже показали, что маленькие грызуны, которым давали побегать в колесе, накачивали мозг в определенных его отделах и в последствии превосходили другую молодь грызунов с менее подвижным образом жизни в тестах на уровень интеллекта. На детях подобные исследования в отношении функции мозга еще не проводились.

 

По показателям бега на дорожке детей отсортировали по подготовленности на 3 группы: высшую, низшую и среднюю. В дальнейших исследованиях участвовали только самые подготовленные и самые слабые (ради контраста). Обеим группам нужно было выполнить серии познавательных задач – они смотрели на стрелки на экране компьютера и нажимали соответствующие клавиши, чтобы выяснить насколько хорошо дети отфильтровывают ненужную информацию и пользуются нужной. После этого исследователи просканировали мозг детей (МРТ), чтобы измерить объем конкретных отделов мозга.

Предыдущие исследования показали, что более подготовленные физически дети давали лучшие результаты в таком тестировании. МРТ исследование дало более четкую картину возможных причин. Томография показала, что у физически подготовленных детей подкорковые узлы головного мозга заметно крупнее, а эти отделы имеют решающее значение в управлении концентрацией внимания и «контролем исполнения», или возможностей четко координировать действия и мысли. Поскольку все дети происходили из одной социально-экономической среды, имели примерно одинаковые показатели соотношения роста к весу и другие характеристики, исследователи пришли к выводу, что именно физическая подготовленность привела к увеличению этих отделов мозга.

В тоже время, в другом исследовании при участии многих исследователей из той же группы в Университете штата Иллинойс другую группу 9-10 летних детей разбили на категории по физической подготовленности и провели с ними другие тесты, на этот раз на развитие сложной памяти. Подобные мыслительные операции связаны с активностью гиппокампа, отдела головного мозга. И здесь тоже томография показала, что у детей с лучшей физической подготовленностью размер гиппокампа больше.

Оба исследования напрямую не пересекались, но их участники в отдельных отчетах о них отметили, что гиппокамп и подкорковые узлы структурно и функционально связаны с деятельностью головного мозга. Оба этих отдела делают возможным самое утонченное мышление. Если физические упражнения приводят к увеличению размера этих отделов и усиливают их взаимосвязь, то лучшая физическая подготовленность у молодых людей может повышать «нейроконитивные» способности, как считают эти исследователи.

Открытие это сделано в очень важный момент. Ради сокращения расходов и улучшения управления школьные советы часто сокращают часы отведенные на физкультуру, а дети, в свою очередь, становятся все более медлительными и неповоротливыми. Недавно опубликованные данные статистических исследований Центра по профилактики и контролю за распространением болезней США показывают, что примерно четверть детей не участвует ни в какой физической активности вне школы.

Одновременно, обнаруживается все больше доказательств положительного воздействия минимальных занятий аэробикой. Прежние исследования Университета штата Иллинойс обнаружили, что 20 минутная прогулка перед прохождением контрольной повышала оценки у детей, даже если сами дети не отличались физической подготовленностью и страдали от избыточного веса, по словам Чарльза Хиллмана профессора университета и одного из ведущих авторов недавних исследований.

Однако наибольший интерес представляет влияние хорошей физической подготовленности молодых людей на развитие нервной системы. Знаменитое многолетнее исследование, результаты которого были опубликованы в Швеции в прошлом году, выявило, что у более чем миллиона 18 летних парней, призванных в шведскую армию, лучшая физическая подготовка четко коррелировала с более высокими показателями умственного развития даже у однояйцевых близнецов. Чем выше физподготовка у близнеца, тем выше его показатели интеллектуального развития. У более физически подготовленных была больше вероятность сделать карьеру и получать больше, чем у менее подготовленных. В результате они реже оставались жить у своих родителей. Подобной связи между силой мышц и показателями умственного развития обнаружено не было. Нет свидетельств того, что упражнения повышают уровень интеллекта. Однако исследователи предполагают, что аэробные упражнения, т.е. развивающие дыхательную систему, а не тренировка силы, приводят к вырабатыванию специфических белковых факторов роста стимулирующих развитие мозга, как считает Георг Кун, профессор Университета Гётеборга и одного из ведущих авторов данного исследования.

На сегодняшний день вывод прост: «Молодым людям нужно больше аэробных упражнений». Хиллман соглашается. Так что заставляйте их двигаться, и лучше всего держите их подальше от игровых приставок. В одном исследовании, результаты которого еще не опубликованы сравнивали воздействие на показатели при прохождении тестов на интеллект после 20 минут на бегущей дорожке и 20 минут игры в спортивные видео игры. После бега на дорожке показатели улучшались. После видеоигры – нет.

 (Перевод Патрикеева Андрея)

Ссылки:

Более подробно можно прочитать в оригинальных статьях расположенных по адресам (статьи на английском языке):

http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20735996

http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20693803

http://www.pnas.org/content/early/2009/11/25/0905307106.abstract

 

 
Tags: дети, статья, ум, упражнения, физкультура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments